Как сделать освещение в магазине. Часть 2. Общее освещение.

В предыдущей статье мы рассказывали о видах торгового освещения. В этой статье мы расскажем о самом простом решении, как сделать свет в магазине. В нашем случае это – общее, равномерное освещение светильниками без оптики. К таким моделям можно отнести:

Светильники типа «Армстронг».


В 90% случаев используют обычные «квадраты» 595*595мм. На текущий момент наиболее популярны модели в диапазоне мощностей от 30Вт до 40Вт с призматическим рассеивателем (хотя опаловые, колотый лёд – тоже имеют право на жизнь). Мы рекомендуем призматический рассеиватель, т.к. светоотдача у них выше, чем у опалового (примерно на 10-15%). Такие светильники довольно универсальны. Их можно использовать как накладные (на потолок, стену), так и встраивать в «армстронг». Так же есть модели для грильятто (у них размер корпуса 588*588мм).
Отдельно в эту серию отнесём ультратонкие панели с равномерной засветкой. Из плюсов – стильный внешний вид (можно даже рисунок нанести и сделать лайтбокс). Из минусов – световой поток на 25-30% ниже, чем у обычного светильника такой же мощности.
Хочется отметить универсальность таких светильников. Используя всего одну модель можно и торговый зал осветить, и офисную зону, зону отдыха и т.д. Так же оснастить блоком аварийного питания. Из недостатков отметим простоту дизайна и невыразительность светильников. И, самая большая проблема, наличие на рынке откровенно плохих светильников за маленькие деньги. В среднем нормальный офисный светильник стоит в районе 2000-2500р. Использовать «жестянки» размерностями 595*595*19мм не рекомендуем в виду их низкой надёжности и откровенно слабой конструкции.
освещение в магазине общее

Светильники типа «Даунлайт».


Практически всегда это – встраиваемые светильники. Накладные модели – крайне редко встречаются в проектах и часто они с достаточно узким лучом света. Даунлайты могут быть как круглыми, так и квадратными, с матовым или прозрачным рассеивателем. Мы рекомендуем матовый, чтобы скрыть яркий источник света и сделать освещение более мягким. По мощностям разброс довольно большой, но для общего освещения часто выбирают от 15Вт до 30Вт. Что-то более мощное идёт для высот от 3.5м и выше. Могут устанавливаться во все типы подвесных потолков, включая натяжные.
Одним из плюсов моделей – возможность создать «световой дизайн» в помещении и сделать освещение более равномерным. Магазин, сделанный на базе даунлайтов будет выглядеть куда симпатичнее, а используя модели «темного света» - исключить эффект ослеплённости. Таких светильников потребуется больше, чем обычных «квадратов» из офисной серии, но можно более точно выдержать требуемые нормы освещённости, без пересветов и или темных углов.
К недостаткам можно отнести меньшую светоотдачу, чем у светильников типа «Армстронг» и более высокую стоимость. И монтаж, соответственно, будет несколько дороже.
освещение в магазине общее

Линейные светильники.


Пожалуй одни из самых универсальных моделей. Их можно встретить в супермаркетах, гипермаркетах, коридорах торговых центров и офисах. Практически всегда используются с матовым рассеивателем, но есть варианты со специализированной оптикой (к примеру – для освещения стеллажей, когда свет идёт в сторону полок). Могут устанавливаться как индивидуально, так и собираться в линии. Монтируются как непосредственно на потолок, так и на подвес или даже встраиваются в потолки. По мощностям обычно применяют от 30Вт до 60Вт на метр, в зависимости от требуемого уровня освещённости и высоты установки. Так же некоторые модели позволяют делать транзитное подключение светильников и подключение по фазам, что позволяет делать освещение более гибким в сценариях (например – ночной режим, когда работает каждый третий светильник)
Такие светильники наиболее хорошо проявляют себя на больших площадях. Правда как применять такие модели правильно – сложный вопрос. Если взять гипермаркеты «Глобус» - лайнеры висят перпендикулярно стеллажам. Если взять «Мвидео» - линейные светильники висят над стеллажами. Оба варианта, на наш взгляд, не так хорошо освещают выкладку товара, как если бы они висели между стеллажами (пример – «Пятёрочка»). Мы бы предложили такие варианты:

1. Если стеллажи не планируется перемещать – устанавливать светильники между стеллажами. В идеале – с ассиметричной оптикой, которая будет направлять свет на выкладку товара.

2. Если есть вариант, что стеллажи будут перемещаться – использовать размещение линий перпендикулярно стеллажам.
освещение в магазине общее
Краткий итог:

1. Если нужно не дорого и эффективно – использовать офисные светильники типа Армстронг.
2. Если хочется стиля и дизайна – встраиваемые светильники Даунлайт, возможно в комбинации со встраиваемыми линейными светильниками.
3. Для больших магазинов со стеллажами – наиболее оптимален вариант линейных светильников с креплением на лоток или подвес.

И не забывайте, что перед тем, как купить светильники – сделайте светотехнический проект. Так будет более понятно, какие светильники подойдут именно вашему объекту и можно будет прикинуть стоимость того или иного решения.